Согласно статистическим данным, российские соотечественники чаще приобретают подержанные автомобили, несмотря на то что это сопровождается определёнными рисками. Чем же рискуют покупатели? В основном риск связан с тем, что приобретаемая машина может быть кредитной либо состоять в залоге. Конечно, обнаружив такой подвох, новоявленный владелец начинает волноваться, не зная, как решить возникшую проблему.
Данная статья направлена на поиск информации о том, как обезопасить себя от подобных ситуаций и грамотно подходить к приобретению подержанного автомобиля.
Машина в залоге или в кредите?
Вы решили купить подержанный автомобиль. Уже выбрали определённое авто, договорились с продавцом о цене. Теперь, прежде чем совершить сделку, найдите время и разыщите как можно больше информации об этом автомобиле, а самое главное, узнайте, не является ли машина кредитной.
Что значит кредитной? Это означает, что автомобиль приобретён в кредит, и долг за неё ещё не выплачен. Подобную информацию не так уж и трудно получить, поскольку кредитные машины состоят на учёте в ГИБДД.
Теперь необходимо обсудить другой вариант, более сложный: не выступает ли машина в качестве залогового обеспечения в каком-либо из кредитных учреждений? Как это понимать?
Нужно учитывать тот факт, что существуют кредитные программы, работающие на основе предоставления заёмщиком залогового обеспечения. Зачастую, кроме недвижимости, банки оформляют в качестве залога машину заёмщика. То есть, пока кредит не погашен, данный автомобиль является залоговым и юридически принадлежит кредитной организации, хотя фактически остаётся у заёмщика. Такая форма займа возможна при потребительском и многих других видах кредитования. Зачастую ломбарды берут в качестве залога автомобиль заёмщика.
Как проверить, задействована ли машина в кредитовании?
Не хочется разочаровывать читателя, однако приходится с сожалением признать тот факт, что абсолютно надёжного способа, помогающего получить достоверную информацию о машине, состоящей в залоге, не существует на сегодняшний день. Но это не означает, что нужно опустить руки и понадеяться на русское «авось» при покупке подержанного автомобиля. Проверить всё-таки надо. Зачастую срабатывает подход «доверяй, но проверяй».
Вся проблема в том, что до сей поры не сформирована единая база залоговых автомобилей. Как ни бьются многие организации над вопросом узаконивания подобной базы, дело никак не сдвигается с мёртвой точки. Между тем эта лазейка является прекрасным подарком для жуликов и всякого рода мошенников, которые вовсю пользуются ею в целях наживы и обогащения.
Проблема усугубляется ещё тем, что недисциплинированные кредитные организации не предоставляют данные (либо делают это с большим опозданием) в ГИБДД о залоговых автомобилях. А ломбарды вообще не удосуживаются эту информацию отправлять в органы. Вот и получается, что страдает, как всегда, рядовой покупатель, пытающийся приобрести машину на свои честно заработанные средства.
Статья № 353 ГК РФ абсолютно не на стороне обычных покупателей, так как подтверждает тот факт, что залоговые обязательства по кредиту переходят к новому владельцу, даже если тот ни сном ни духом не ведал о подобном неприятном нюансе, касающемся приобретённого автомобиля. Также существует статья № 302 ГК РФ, свидетельствующая о том, что у бедного, ничего не ведающего покупателя залоговую машину могут отобрать судебные органы, и будут, к сожалению, правы, так как действуют по закону. Таким образом, все убытки ложатся на плечи обманутого покупателя, а мошенники, увы, празднуют победу; и уличить их в неправомочных действиях достаточно сложно.
Но это наихудший вариант развития событий. Проверить кредитную историю автомобиля, пусть и не стопроцентно, но всё-таки можно. Для этого существует несколько способов.
Способ первый:
Сначала нужно узнать, где был приобретён данный автомобиль. Если источник покупки – автосалон, то направляйтесь именно туда. Здесь надо узнать, каким способом была оплачена машина: куплена за деньги либо посредством автокредита. Естественно, не надо доверять только словам продавца, попросите подтвердить информацию документально. Как говорится, «доверяй, но проверяй».
Допустим, выяснилось, что была совершена сделка с автокредитом. Что делать дальше? Безусловно, нужно обращаться в банк (в документах должны быть указаны реквизиты банка), посредством которого был оформлен кредит (не забудьте попросить продавца пройти вместе с вами). Здесь нужно сделать запрос по задолженности бывшего владельца и по факту нахождения машины в залоге.
Если вы всё-таки упорно настаиваете на приобретении данного авто, то следует утрясти все проблемы с залогом. Необходимо составить соглашение о купле-продаже автомобиля на том условии, что часть средств из стоимости машины вы направляете в банк на погашение задолженности продавца. Не спешите сразу же передавать оставшуюся часть продавцу. Сначала пойдите вместе с ним в ГИБДД и снимите с залогового учёта машину, затем сделайте все документы по её переоформлению. Только после этого можете оплатить авто полностью.
Конечно, весь этот процесс несколько затруднителен и требует суетливого хождения по вышеописанным инстанциям, а также потери лишнего времени. Однако, если вам нужна именно данная машина, то желание осуществимо только при реализации всех этих действий.
Способ второй:
Этот способ рассчитан на наблюдательность и сообразительность покупателя. Итак, первым делом попросите у продавца ПТС, причём не копию, а оригинал (это обязательно!). Далее переходите к его внимательному и тщательному изучению. Вы должны обратить пристальное внимание на следующие моменты:
— на паспорте машины указана пометка о дубликате. Это должно очень насторожить покупателя. По сути, дубликат ПТС является первым звонком того, что авто находится в залоге. Теперь переходите к причинам. Узнайте, с чем связано получение дубликата. Если ПТС был утерян, то вполне вероятно, что вы имеете дело с фактом мошенничества. Схема его такова: мошенник оформляет автокредит и, согласно правилам, отдаёт ПТС в банк. Сразу же после этого отправляется в ГИБДД, где пишет заявление об утере паспорта на машину. Там выдают дубликат практически без особых проблем (поскольку банки часто задерживают отправку документов в ГИБДД по залоговым авто). Далее мошенник несколько месяцев вносит платежи, затем продаёт залоговую машину, а кредит повисает на новом владельце.
— несколько раз сменялись владельцы за малое количество времени. Здесь нужно обратить особое внимание на вид договора, по которому было приобретено авто. Если указан договор купли-продажи, то подозрения снимаются. Если же указан договор поручительства, то стоит насторожиться: вероятнее всего, машина находится в залоге.
Способ третий:
В случае, если желаемый автомобиль сравнительно новый, то есть срок его эксплуатации небольшой (3-5 лет), то попросите у продавца полис КАСКО. Обычно на этих полисах есть помета страховой компании о том, что авто является кредитным.
Способ четвёртый:
Нужно серьёзно задуматься, если машину продаёт не сам хозяин, а его доверенное лицо. Таким способом мошенники тоже наживаются на доверчивых покупателях. Поэтому, если возникла подобная ситуация, а вы всё-таки желаете приобрести именно это авто, то нужно прямиком направиться с продавцом в ГИБДД, тщательно проверить и доверенность, и документы на машину.
Следует ещё раз подчеркнуть, что все способы не дают стопроцентной гарантии безопасного приобретения подержанных автомобилей. Поэтому, чтобы не рисковать, ищите проверенные варианты и в любом случае проявляйте высокую бдительность при покупке.